Профилактика детского травматизма в школе
Анализ особенностей школьного травматизма
- 80% травм – на переменах
- 70% травм – во время падений и бега
- 20% травм – на уроках физкультуры при занятиях на спортивных снарядах (козле, бревне и брусьях)
- Травмы на уроках труда, физики и химии обусловлены нарушениями техники безопасности и дисциплины.
Виды и особенности детского травматизма
Врачи-травматологи, психологи и другие специалисты, изучающие детский травматизм, подразделяют его на четыре основных вида: школьный, бытовой, уличный и спортивный.
Причины создания травмоопасных ситуаций:
- недосмотр родителей
- недисциплинированность
- неумением распознавать травмоопасную ситуацию
- необученность необходимым навыкам поведения
- недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации
- физической слабостью
- определенными особенностями развития
- отсутствие разъяснительной работы с ребенком по использованию и принадлежности предметов, а также, последствий их проноса в школу и использования в школьной среде
- Профилактика школьного травматизма
Взаимосвязь уровня травматизма с возрастными особенностями детей
Наиболее травмируемый возраст – от 6 до 12 лет. С возрастом количество травм увеличивается достигая наибольших значений у детей – 11-14 лет.
- Критические возрастные периоды: 3 года, 7 и 11-12 лет - дети и подростки становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими.
- У многих детей может сформироваться неприятие ранее беспрекословно выполнявшихся требований, доходящее до упрямства и негативизма – приводит к нарушениям правил поведения и, как следствие, к травмам.
- Чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- или гипоопеки.
- Травмы получают дети с нарушением функции программирования и контроля собственного поведения, а т.ж. со сниженным интеллектом.
- Травмы, обусловленные поведением пострадавшего
70% травм – дети получают из – за своего поведения
- Подвижные игры – трудносдерживаемое стремление к достижению наилучшего результата, соревновательный момент игры и внезапно возникающие задачи и опасные ситуации, при которых нужно быстро принимать самостоятельное решение – привносит в игру эмоционально-эффективный фактор, оказывающий сильное влияние, поскольку он связан с реальными, а не с игровыми взаимоотношениями.
- Спешка – эмоциональное состояние, которое может дезорганизовать деятельность . Травмы по этой причине в возрасте от 11-14 лет – сказывается занятость подростков (большая учебная нагрузка, посещение доп. занятий, выполнение обязанностей по дому.) Усиливается соревновательный мотив не только в игре, но и в повседневной жизни (первым попасть на завтрак в школе, раздевалку, на улицу и т.д)
- Организация перемен в школе
Почему же дети ведут себя по-разному?
Существуют три типа людей по восприятию окружающего мира:
- Визуал - чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Визуалы любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы, рассматривать картинки в книжке.
- Аудиал - используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке". Аудиалы любят слушать музыку, сказки на аудио, вести разговоры – обсуждать, доказывать, придумывают различные сказки, игры
- Кинестетик – используют, чтобы размяться, подвигаться. Кинистетики любят активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, им трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом
- Не стоит заставлять всех детей играть на перемене в какую-либо игру или слушать тихую музыку.
Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил!
Профилактика детского травматизма
Травмы в школе следует разделить на две группы: внеурочные и полученные во время учебного процесса.
Анализ обстоятельств, при которых возникли травмы в школах, показывает, что наибольшее количество травм у школьников, происходит во внеурочное время, главным образом на переменах. У школьника после относительно неподвижного положения на уроке неизбежно возникает потребность в активных движениях, поэтому нельзя требовать от детей спокойного поведения во время перемен.
- В то же время шалости, неосторожность, недисциплинированность, подножки, а иногда и драки, нередко влекут за собой травмы.
- Скользкие или поврежденные полы, ступеньки лестниц, узкие и плохо освещенные коридоры, острые углы парт и столов, незакрытые отопительные батареи и пожарные краны, низко расположенные застекленные части дверей и различных перегородок так же могут являться причиной травм.
- Значительную роль в возникновении травм в школе играет не благоустроенность помещений и школьного двора. Основными компонентами его должны быть спортивный комплекс, транспортная площадка, учебно-опытный участок и площадка для младших школьников.
- Особое внимание требуют школьники при организации трудового обучения в школьных мастерских.
- Школы обеспечиваются специальным, соответствующим возрасту учащихся оборудованием и инструментарием, дети обучаются правильным приемом обращения с ними, строго контролируется исправность оборудования и инструментов. Принимаемые меры позволяют избежать случаев тяжелых травм.
- Особую опасность представляют несчастные случаи, которые могут произойти на уроках химии, физики – ожоги, взрывы, отравления- при отсутствии соответствующих мер предосторожности.
- С целью предупреждения травматизма на уроках физкультуры учитель до начала урока проверяет исправность оборудования и инвентаря, проводит инструктаж с учащимися, особое внимание обращает на соблюдение норм техники безопасности и страховку.
- Уменьшению травм на уроках физкультуры в значительной степени способствуют благоустройство спортивных залов и квалифицированный врачебный контроль во время учебных занятий.
- С целью снижения спортивного травматизма на соревнованиях, тренировках должна проводиться организационно-методическая работа со стороны районного врачебно-физкультурного диспансера.
- Обучение охране труда учащихся
- Со всеми, школьниками, учителями, преподавателями, обслуживающим персоналом в соответствии с законодательством проводят инструктаж по охране труда и технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.
- Инструкции по охране труда в образовательном, учреждении являются важным элементом обучения и обеспечения безопасности учебного процесса. Инструкция по охране труда -- это нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда.
- Разработку инструкций в образовательном учреждении организует директор. Непосредственными разработчиками являются назначенные им должностные лица.